fedor ohotnick (fedorohotnick) wrote,
fedor ohotnick
fedorohotnick

Освящен первый в России престол во имя иконы Божией Матери "Аз есмь с вами, и никтоже на вы&quo

Оригинал взят у
otets_gennadiy в Освящен первый в России престол во имя иконы Божией Матери "Аз есмь с вами, и никтоже на вы"


12 октября в Калужской епархии произошло, без преувеличения сказать, историческое событие: в старинной усадьбе Серебряно близ города Мещовска был освящен храм с приделом во имя иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никто же на вы».

Об этом сообщает официальный сайт Калужской митрополии: «12 октября в Неделю 18-ю по Пятидесятнице митрополит Калужский и Боровский Климент совершил чин Великого освящения Успенского храма c двумя приделами в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских и иконы Пресвятой Богородицы «Аз есмь с вами, и никто же на вы».



Собственно историческим это событие делает тот факт, что этот престол стал первым в России в честь почитаемого образа Божией Матери. Особую значимость событию придает также то обстоятельство, что небольшой районный центр Калужской глубинки дал русской истории двух российских цариц. Мещовск — родина двух, представительниц династии Романовых: царицы Евдокии Лукьяновны (в девичестве - Стрешневой), супруги первого царя Рода Романовых — Михаила Фёдоровича, ставшей матерью всего последующего Дома Романовых, и царицы Евдокии Фёдоровны (в девичестве - Лопухиной), первой супруги Петра Великого, первой в Доме Романовых принявшей отчество «Федоровна» в честь Федоровской иконы Богоматери.

Освящение престола во имя иконы Божией Матери «аз есмь с вами, и никтоже на вы» связано с тем, что в усадьбе Серебряно при храме существует монашеская община во имя этого образа.

История сестринской общины с необычным посвящением началась в октябре 2003 года, когда в заброшенной усадьбе Лопухиных близ города Мещовска по благословению правящего архиерея митрополита Климента поселилось несколько сестер во главе со старшей сестрой Ириной Рыбаковой. Общину с момента ее возникновения стал духовно окормлять известный оптинский старец схиигумен Илий (Ноздрин), духовной дочерью которого являлась раба Божия Ирина. Сам Мещовск располагается неподалеку от знаменитой Оптиной пустыни.

В усадьбе Серебряно сохранился храм Успения Божией Матери, которому в 2005 году исполнилось 300 лет.



Однажды в Мещовск заехали паломники из Москвы, которые подарили им репродукцию образа «Азъ есмь съ вами, и никтоже на вы». Сестры, жившие в крайней нужде и разрухе, восприняли это как знамение милости Матери Божией к ним. Они положили правило ежедневно читать Акафист Божией Матери «Азъ есмь съ вами, и никто же на вы». Вскоре сестры зримо увидели заботу Божией Матери о своей общине: стали приезжать паломники, появились помощники, началась реставрация храма.


Когда встал вопрос о названии общины и ее регистрации, старшая сестра Ирина обратилась к старцу Илию с вопросом, как назвать сестринскую общину. Оптинский старец благословил посвятить будущую обитель образу Божией Матери Божией Матери «Аз есмь с вами, и никто же на вы», сказав при этом такие слова: «Будет у вас здесь еще Новое Леушино». После этого сестры приняли в общине Устав Леушинского монастыря, составленный еще до революции игуменией Таисией Леушинской. С этого момента сестры во всем стремились жить по заповедям Леушинской игумении.

Самое удивительное, что идея монастыря на этом месте возникла еще 300 лет тому назад и связана с именем царицы Евдокии Лопухиной, в постриге — монахини Елены.

Древний город Мещовск, расположенный в Калужской земле на реке Турее, в древности именовался княжеским градом Мезецком и упоминается в летописях с XIII в. В 1503 г. он был присоединен к Московскому государству из литовского пленения. В 1584 г. выдержал осаду крымского хана, а в 1608 г. – Лжедмитрия II. С 1776 г. имеет статус уездного города Калужской губернии. До революции в городе было два монастыря и 5 храмов при 3700 жителях. Особенно славилась мещовская земля плодородием и обильными урожаями, так что на старинном гербе города изображены три колоса пшеницы. Но знаменит он прежде всего тем, что дал России двух цариц – супругу первого царя Дома Романовых Михаила Феодоровича Евдокию Стрешневу и первую супругу царя Петра I царицу Евдокию Лопухину.

Будущая царица родилась в родовой усадьбе Серебряно 30 июня 1669 г. Ее жизнь представляет одну из самых драматических женских судеб в русской истории. Дочь стольника Илариона Лопухина до того, как стала царской невестой, звалась Прасковьей. Она была выбрана в невесты Петру его матерью царицей Натальей Кирилловной без согласования с юным женихом. Став царской невестой, Прасковья Иларионовна должна была сменить не только имя, но даже и отчество на более благозвучные и соответствовавшие царскому роду. Венчание состоялось 27 января 1689 г. Это был последний в Российской истории брак русского царя со своей соотечественницей.

В первые годы супружества царица Евдокия родила царю Петру трех детей, в том числе в феврале 1690 г. царевича Алексей. Но по интригам окружения молодого царя отношения супругов стали охлаждаться. В 1697 г. перед поездкой Петра за границу после открытия заговора Соковнина был сослан из Москвы отец царицы. Саму государыню пытались склонить к пострижению в монахини. Но она отказалась, ссылаясь на малолетство сына Алексея и его нужду в матери. По возвращении Петра из-за границы на 9-м году супружеской жизни ее увезли в Суздальский Покровский монастырь, где в 1698 г. насильно постригли с именем Елены.



Простой народ сердечно сострадал невинно обиженной царице. О народной любви к ней, свидетельствуют несколько сложенных в народе песен о ее несчастной судьбе.

Условия жизни царственной насельницы были весьма тяжелыми. Самой большой скорбью для матери была разлука с горячо любимым единственным сыном царевичем Алексеем, которому тогда не исполнилось еще 10 лет (двое других сыновей скончались в младенчестве). Тайные свидания с сыном были представлены недоброжелателями как заговор и сыграли роковую роль в ее судьбе, также как и ее родни.

Именно к этому периоду относят легендарное пророчество царицы Евдокии о Санкт-Петербурге. Узнав об основании новой столицы России на берегу Невы, Евдокия в сердцах произнесла горькие слова: «Быть Петербургу пусту». Эти слова осталось в народной памяти и затем преследовали город тревожным ожиданием грядущих бедствий. Об этих словах вспоминали всякий раз, когда Санкт-Петербург посещали разные природные катаклизмы или социальные катастрофы. О них вспоминали в дни наводнений, в годы социальных революций, в период блокады и войны. Считают, что это одна из идей, вдохновившая поэму А.С.Пушкина «Медный всадник».

Желая хоть как-то облегчить тяжкую участь своей дочери, стольник Иларион Лопухин решил просить царя Петра перевести царственную монахиню-невольницу в родовое имение Серебряно. Для этого он высказал готовность основать в своем имении женский монастырь.

Лопухин тут же подтвердил свои намерения делом и в 1705 г. воздвиг в усадьбе храм Успения Божией Матери, который должен был стать главным монастырским собором. Однако этим планам тогда не суждено было сбыться. царица-инокиня была оставлена в Суздальском Покровском монастыре, где прожила 20 лет. В 1718 г., когда обнаружился заговор против Петра I, была переведена в Успенский монастырь в Старой Ладоге, где ее жизнь стала еще более стесненной. На берегу Волхова царственная монахиня пребывала до кончины императора Петра в 1725 году.

С воцарением императрицы Екатерины I Алексеевны ее положение еще более ужесточается. Противники петровских реформ вынашивали план возведения на престол первой супруги Императора Петра. В это время Евдокию Лопухину заключают в Шлиссельбургскую крепость в одиночную камеру с самым строгим содержанием, без права встреч и переписки с кем бы то ни было, в том числе даже священников. Крепостная охрана не знала имени заключенной. В таких условиях Евдокия провела более двух лет.

Лишь после воцарения ее внука Императора Петра II – сына царевича Алексея – царица-монахиня была освобождена. Верховный совет издал указ о восстановлении чести и достоинства царицы. Ей был дан положенный царице Двор и назначено содержание. Когда вновь возникли разговоры о ее возведении на престол, она решительно отказалась, увидев в своей судьбе действие Промысла Божия, а в монашестве — свое истинное призвание. Царица-монахиня Елена поселилась в Москве, сначала в Новодевичьем монастыре, а затем в Вознесенском монастыре в Кремле. Матушке Елене суждено было пережить и двух своих горячо любимых внуков — императора Петра II и Великую Княжну Наталью Алексеевну, которая была погребена в Вознесенском соборе Вознесенского монастыря Московского Кремля.

Преставилась царственная монахиня Елена 27 августа (9 сентября н.ст.) 1731 года. Императрица Анна Иоанновна лично присутствовала на ее отпевании в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве, где она и была погребена. Так прошла жизнь многострадальной царицы-монахини, явившей удивительный пример терпения в страданиях и смирения в скорбях, ставшими подвигом ее жизни в следовании и подражании Христу.

Идея основания монастыря в имении Лопухиных при жизни царицы-инокини Евдокии так и осталась невоплощенной. Успенский храм в течение веков был немым напоминанием о ней. Однако Промысел Божий определил осуществиться этому замыслу спустя 300 лет в начале XXI века, когда здесь в год 300-летия основания Санкт-Петербурга возникла монашеская община.

Могла ли при жизни многострадальная царица-монахиня предполагать, что станет невольной основательницей женской обители?! Именно таковой ее почитают нынешние сестры насельницы. Они ежедневно возносят о ней поминальные молитвы как местной подвижнице, служат панихиды, а в день ее памяти посещают могилу в Новодевичьем монастыре в Москве.

Приходится поражаться премудрости Промысла Божия: Петр Первый основал новую столицу Российской империи, а его постриженная в монашество супруга в год 300-летия Санкт-Петербурга основала монастырь, да еще и ставший первым в России монастырем, посвященным иконе Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Посвятив свой общину Леушинской Божией Матери, сестры пожелали, чтобы список этой иконы у них был бы как-то связан Леушинским монастырем и обратились за помощью в храм Леушинского подворья в Санкт-Петербурге. Настоятель и прихожане храма и восприняли эту просьбу как благословение Божией Матери. Эта просьба напомнила о легендарном пророчестве царицы Евдокии о северной столице. В написании иконы увидели возможность примирить память царицы Евдокии с великим городом на Неве. Всем миром были собраны средства на храмовый образ. По совету старца Илия он был написан в древнем стиле как более соответствующий монашескому житию и был готов к Пасхе 2005 года. Специальным паломническим рейсом икона была принесена из Санкт-Петербурга в град Мещовск на Праздник Георгия Победоносца. Икона торжественно была встречена в Георгиевском мужском монастыре игуменом Георгием с братией, а затем огромным крестным ходом всему городу была принесена в усадьбу Серебряно.


Сестры в главе с матушкой Ириной встретили ее как свою Небесную Игумению. Икона Леушинской Божией Матери обрела свой дом на Мещовской земле и сразу стала почитаемой святыней обители. Пред ней было установлено ежедневное чтение акафиста и частой служение молебнов.


Для петербуржцев принесенная в Мещовск икона стала образом примирения памяти царицы Евдокии и града Святого Петра. Санкт-Петербург должен помнить о невинной царственной страдалице и почитать ее память, чтобы ее грозное пророчество преклонилось в благословение граду на Неве. Сестры мещовской общины в имении царицы Евдокии пред иконой «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» особенно усердно молятся о всех жителях града святаго Петра. Два столь различных города Санкт-Петербург и Мещовск обрели духовные нити, связывающие их.

Вскоре спустя год после принесения в Мещовск списка Леушинской иконы Матерь Божия явила Свою милость сестринской общине. В августе 2006 года состоялся первый монашеский постриг. Старшая сестра Ирина была пострижена Оптинским старцем схиигуменом Илием с наречением имени Евдокии. Хотя имя было дано в честь местной преподобномученицы Евдокии, но оно также стало воспоминанием о царственной подвижнице Евдокии Лопухиной.

Особой радостью для матушки Евдокии стало рукоположение ее родного сына Георгия во иерея с определением места служения в общине в Серебряно.

Еще через три месяца произошло еще одно историческое событие в истории общины: 9 ноября 2006 года, на заседании Епархиального совета Калужской епархии было принято решение об официальной регистрации сестринской общины во имя иконы Божией Матери «Азъ есмь съ вами, и никтоже на вы», и таким образом исполнилось как благословение старца Илия, так и благочестивое желание сестер.

Публикуем выписку из протокола заседания епархиального совета.

«Слушали: Открытие в с.Серебряно Мещовского р-на учреждения Калужской епархии "Архиерейского Подворья - женской монашеской общины в честь иконы Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы" при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Серебряно Мещовского р-на".

Фактически община существует с 2003 года. Имеется типовой храм, основная часть восстановительных работ по зданию храма завершена, смонтирован первый ярус иконостаса, имеется отопление, регулярно совершаются богослужения. Община создается попечением мон. Евдокии (Рыбаковой). При храме также имеется дом для сестер и еще строятся два двухэтажных корпуса. В общине постоянно проживают 4 человека сестер. Духовное окормление осуществляет иерей Георгий Рыбаков.

Епархиальный Совет постановил: Создать в с.Серебряно Мещовского р-на учреждение Калужской епархии "Архиерейское Подворье — женскую монашескую общину в честь иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы" при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Серебряно Мещовского р-на».


Таким образом, 9 ноября 2006 года стал днем основания первой в России обители в имя Леушинской иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоде на вы».

Это стало главным делом жизни монахини Евдокии (Рыбаковой). Исполнив эту миссию основания новой обители, матушка Евдокия, как Симеон Богоприимец, была призвана в вечные обители Отца Небесного. После тяжелой болезни она преставилась 15 февраля 2007 года на Праздник Сретения Господня. Перед своей кончиной она благословила сестер в своей келье у ее одра прочитать три акафиста ее любимой иконе Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Во время этого чтения неутомимая труженица Божия предала свою душу Богу. Сестры верят, что матушка Евдокия сделала все для своей обители на земле и теперь возносит молитвы о ней на Небе.

В апреле 2007 г. в общину была назначена новая старшая сестра монахиня Феофания из Шамординского монастыря, которая стала преемницей монахини Евдокии, продолжив дело созидания первой на Руси обители в честь иконы Богоматери «Азъ есмь съ вами, и никтоже на вы».


Ее верным помощником стал священник Георгий Рыбаков, сын основательницы общины монахини Евдокии.

Матушка Феофания поставила своей целью восстановить древний Успенский собор и устроить в нем придел во имя чтимой иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Эти труды были завершены к осени 2014 года.



Митрополит Климент в сослужении собора калужского духовенства совершил чин освящения храма.


После освящения храма глава Калужской митрополии возглавил служение первой Божественной литургии в освященном соборе.

За богослужением умиленно молились монахиня Феофания и с сестрами монашеской общины в честь иконы Пресвятой Богородицы «Аз есмь с вами и никтоже на вы», также многочисленные прихожане и паломники.

На малом входе владыка Климент наградил наперсным крестом настоятеля храма иерея Георгия Рыбакова за «многолетнее ревностное служение Церкви Христовой».

По окончании Литургии митрополит Климент пожелал духовного становления общине, наполнять новоосвященный храм молитвой и в скором времени завершить работы по благоустройству всей обители. Владыка также поблагодарил игумена Георгия за помощь в создании общины и в деле восстановления храма и наградил его медалью Калужской епархии праведного Лаврентия Калужского II степени. Архиерейские грамоты и благословение владыки также получили особо потрудившиеся в деле восстановления храма благотворители и прихожане. Митрополит Климент также почтил могилу основательницы общины монахини Евдокии (Рыбаковой), погребенной за алтарем освященного храма.


В заключение надо сказать, что это освящение тем более важно и знаменательно, что фактически ставит точку в навязанных Церкви спорах о почитании этой иконы. Чтимая икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» была внесена в официальный список чудотворных икон Православной Церкви решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата под председательством блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского, от 23 апреля 2002 г. День ее празднования был установлен на Похвалу Пресвятой Богородицы (5-я Суббота Великого Поста). Икона помещена в церковный календарь, ей утвержден тропарь, составлены молитва и Акафист. Освящение первого престола во имя этой иконы на территории России, по сути, означает факт признания ее почитания на всей канонической территории Русской Православной Церкви, России.

При этом нужно вспомнить, что в настоящее время на территории России существуют несколько часовен во имя чтимой иконы: в частности, в Калининградской епархии в Скиту Елизаветинского монастыря, в Архангельской митрополии близ города Шенкурска, в Рыбинской епархии в поселке Брейтово на берегу Рыбинского водохранилища. На территории Украины освящено несколько престолов во имя иконы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», в том числе отдельный храм в городе Луганске. Есть также престол во имя этого образа за рубежом - в Сербии в Шабацкой епархии в Монастыре свв.царственных Мучеников и Страстотерпцев.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 0 comments