fedor ohotnick (fedorohotnick) wrote,
fedor ohotnick
fedorohotnick

Преподобномученица Вел. княгиня Елизавета Феодоровна. Прозрение.

Из книги «Великий праведный старец страстотерпец Григорий»

Автор-составитель Юрий Рассулин

Глава 10
Прозрение


10.4. Преподобномученица Вел. княгиня Елизавета Феодоровна.

Как же могла, скажет боголюбивый читатель, попасть в компанию людей, оказавших такую услугу дьяволу, Вел. княгиня Елизавета Феодоровна, будущая преподобномученица? Этот вопрос не из простых, но попытаемся ответить и на него. Юсупов, Джунковский, Родзянко, Тютчева, Гучков и т. д ненавидели конкретного человека – крестьянина Григория Ефимовича Распутина-Нового. В отличие от них Елизавета Федоровна относилась с крайней неприязнью не к живому, реальному человеку, а к фантому, несуществующему миражу, наваждению. Этот мнимый образ был слеплен в ее воображении из сплетен Тютчевой, лживых донесений агентов Джунковского, безответственных, пустых брошюр Новоселова. Уважаемый богослов, духовный писатель и ревнитель благочестия М. Новоселов, как и епископ Феофан (Быстров), позволил увлечь себя духу слепой неприязни, безпочвенных претензий, несоразмерного полемического запала, ложно понимаемой ревности. К сожалению, он пользовался авторитетом и уважением в среде образованных людей, и его брошюрам о Григории Распутине верили. Не исключением была и Елизавета Федоровна. Откровения Новоселова она принимала за чистую монету, как человек искренний и доверчивый, и, наверное, немного наивный. Под действием ядовитой информации, которая в изобилии поступала отовсюду и ото всех, Елизавета Федоровна, конечно, не знала и не понимала, кого она так настойчиво отвергала в действительности. В вопросе о Распутине она не смогла преодолеть в себе чувство отвращения, не смогла разорвать путы всеобщего ослепления и подняться выше ядовитого облака сплетен и пересудов, не смогла преодолеть себя и лично познакомиться с крестьянином Григорием, как она поступила по отношению к убийце своего мужа. Это, конечно, следовало бы сделать, переступить запретную черту, чтобы воочию убедиться только в одном – под неприятным для нее мифическим образом Григория Распутина находился совершенно иной человек, нежели тот, которого она представляла себе из рассказов своего окружения. Но она этого не сделала.

Всякому, кто познакомился с жизнью преподобномученицы Вел. княгини Елизаветы Феодоровны невозможно усомниться в ее искренности, высокой нравственности, чистоте идеалов и помыслов, честности и любви по отношению к Царской Семье, России, и Русскому народу. В том, что она не любила уродливого монстра, созданного больным воображение толпы, ее винить нельзя. Гораздо более серьезные основания для претензий к Елизавете Федоровне связаны  с ее нежеланием поверить родной, горячо любимой сестре и ее Державному супругу. У Елизаветы Федоровны не было оснований им не доверять.

Что же из этого следует? Ответим словами старца Григория Ефимовича Распутина-Нового: «Да, грех! А Господь милостив!»7

Милостивый Господь, искупивший человечество своей кровью, спас и Елизавету Федоровну, возложив на нее тяжкий крест испытаний и мученической кончины за Христа. Она пронесла крест безропотно и терпеливо, с твердостью и упованием на Божье милосердие. За праведную жизнь, многие добродетели и мученическую кончину сподобил ее Господь венца святости.

Сохранились архивные документы, свидетельствующие о том, что между четой Русских Венценосцев и Вел. княгиней Елизаветой Федоровной произошло примирение. В мае 1918 г. Елизавета Федоровна из Алапаевска отправила Царской Семье в Екатеринбург посылку с некоторыми продуктами – поздравление со Святой Пасхой. В Екатеринбурге их было только трое: Царь, Царица и Вел. княжна Мария. Остальные Царские Дети, разлученные с родителями, все еще находились в Тобольске. Государыня Александра Федоровна поручила Марии Николаевне написать ответ и поздравить от лица всей Семьи Елизавету Федоровну со Светлым Праздником. Вот это письмо:
«Пермь. Елизавете Феодоровне. Екатеринбург, 4/17 Мая 1918 г.
Воистину Воскресе!
Трижды Тебя дорогую целуем. Спасибо большое за яйца, шоколад и кофе. Мама с удовольствием выпила первую чашку кофе, очень вкусно. Ей это очень хорошо от головных болей; у нас как раз не было взято с собой. Узнали из газет, что Тебя выслали из твоей обители, очень грустим за Тебя. Странно, что мы оказались в одной губернии с Тобой и моим крестным [Вел. князь Михаил Александрович]. Надеемся, что Ты можешь провести лето где-нибудь загородом, в Верхотурье или в каком-нибудь монастыре. Очень грустим без церкви. Мой адрес: Екатеринбург, Областной исполнительный комитет. Председателю для передачи мне. Храни Тебя Бог +. Любящая Тебя Крестница».8

Невозможно поверить в то, что душа Елизаветы Федоровны отошла ко Господу с грузом неприязни и раздражения к Их Другу Григорию. Нет сомнений, что произошло примирение и с ним. Как? Мы не знаем. Может быть, так, как это произошло с епископом Гермогеном, может быть, по иному. Бог про то ведает.
Что же касается Григория Ефимовича, то он никогда не питал злобы к своим противникам: ни к Феофану, ни к Гермогену, ни к Родзянко, ни к Юсупову. За всех молился. Не было такого чувства и к Елизавете Федоровне. Не могло быть. Всему сказанному нет прямых подтверждений, но нет доказательств и противного.
А вот слова Матрены Григорьевны Соловьевой (Распутиной), которые говорят сами за себя: «Как-то раз отец провел весь день на ногах – на ходу, сказал он. Торопился засветло добраться до какого-нибудь жилья. Начало темнеть, а он все еще не дошел до места. Совершенно обессиленный («обезножел я») свалился прямо на обочине, да так неудачно, что ноги остались на дороге. Очевидно, он потерял сознание, потому что не чувствовал, как ноги задело проезжавшей телегой. Когда очнулся и попытался встать – не смог. Начался дождь. К счастью, мимо шла женщина («баба-жница»), заметила лежащего. Без слов взвалила на плечи и потащила.
Отец говорил:
– Тащит это она меня, а я плачу. А она молчит. Молча и дотащила. Спрашиваю, за кого молиться? А она молчит. А и правда, за всех и молюсь».9

Ссылки:

  1. Платонов О. А. Терновый венец России. Пролог цареубийства. Жизнь и смерть Григория Распутина. М: Энциклопедия русской цивилизации, 2001. С. 268-269.

  2. ГАРФ. Ф. 601, оп. 2, ед. хр. 36.

  3. Распутина М. Распутин. Воспоминания дочери. М: Захаров, 2000. С. 323.


 
Tags: Старец Григорий Распутин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 0 comments