fedor ohotnick (fedorohotnick) wrote,
fedor ohotnick
fedorohotnick

Краткое жизнеописание Григория Ефимовича Распутина-Нового

Краткое жизнеописание Григория Ефимовича Распутина-Нового

часть 1

Автор-составитель – Юрий Рассулин
30.12.2015
Источник – «Великий праведный старец страстотерпец Григорий» (неопубликованная книга Юрия Рассулина).

Распутин-Новый Григорий Ефимович (09.01.1869, ст. ст., - 17.12.1916, Санкт-Петербург), крестьянин слободы Покровской, Тюменского уезда, Тобольской губернии.
Отец – Ефим Яковлевич Распутин; мать – Анна Васильевна, ур. Паршукова.
Родился 9 января 1869 г (ст. ст.).
Крещен священником Николаем Титовым 10 января 1869 в день памяти святителя Григория Нисского, в честь коего и назван. Восприемники (крёстные): дядя Матвей Яковлевич Распутин и девица Агафья Ивановна Алемасова.

17 лет отроду (1886 г.) сподобился явления Матери Божией в образе иконы Казанской. На месте чудесного явления в селе Покровском до революции был установлен поклонный крест, уничтоженный при большевиках.
2-го февраля 1887 г. венчался с Прасковьей (Парасковья, Параскева) Фёдоровной Дубровиной – «крестьянской девицей деревни Дубровной». У них родилось семеро детей: Михаил – родился 29 сентября 1888 года, умер 16 апреля 1893 года от скарлатины; Анна – родилась 29 января 1892 г, умерла 3 мая 1896 г. от коклюша; Георгий – родился 25 мая 1894 г., умер через три с половиной месяца от «поноса»; Дмитрий – родился 25 декабря 1895 г.; Матрена – родилась 26 марта 1898 г.; Варвара – родилась 28 ноября 1900 г.; Параскева – родилась 11 октября 1903 г., умерла 20-го декабря 1903 г. от коклюша.


Григорий Распутин с детьми: Дмитрием, Матрёной и Варварой

В 1892-1893 гг. отправился в своё первое странничество Христа ради, после чего регулярно совершал непродолжительные паломничества по святым местам.
Примерно в 1895-1900 гг. испытал духовный перелом, причиной которого стали два события: разговор с учёным иеромонахом, студентом Казанской духовной академии Мелетием Зборовским (не раньше 1898 г) и чудесное явление во сне Божией Матери. Испытав внутреннее озарение, отправился в длительное странствие (примерно в 1900 г. после рождения дочери Варвары).


Епископ Якутский и Вилюйский Мелетий (Зборовский)

В 1900-1903 гг. исходил пешком почти всю Россию, поклоняясь святыням. Достиг Казани, жил в монастыре «Седмиезерная пустынь», трудился, получил наставления и благословение старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова).


Схиархимандрит Гавриил (Зырянов)

В Казани познакомился с епископом Хрисанфом (Щетковским), викарием Казанской епархии (1904-1905), который отнёсся к нему, как к благочестивому и одаренному мирянину и, по воспоминаниям современников, дал рекомендательное письмо к епископу Сергию (Страгородскому), ректору Санкт-Петербургской Духовной академии, будущему Патриарху Московскому и всея Руси.


Архимандрит Хрисанф (Щетковский)

Согласно многим публикациям о Григории Распутине, в Санкт-Петербург он прибыл в конце 1903 г. Возможно, здесь неточность. Если сопоставить с временем знакомства с еп. Хрисанфом Щетковским, кто дал ему рекомендацию к епископу Сергию, время появления в С-Петербурге – конец 1904 г. Именно в этот год архимандрит Хрисанф приехал в Казань, вынужденно оставив Корейскую миссию, начальником которой являлся на протяжении ряда лет. Значит, в 1903 году его ещё не было в Казани, и познакомится с Распутиным он не мог. Либо архим. Хрисанф приезжал на отдых в Казань в 1903 г., но это документально не подтверждено. Возможно, также, что эти два события никак не связаны между собой, т. е. появиться в С-Петербурге Григорий Распутин мог в 1903 г., а познакомиться с епископом Хрисанфом и получить от него рекомендацию в 1904.
В свой первый приезд в северную столицу, Григорий Ефимович был в Кронштадте, где познакомился с протоиереем Иоанном Кронштадтским (Сергиевым), имел с ним беседу и получил благословение на пребывание в столице.


Протоиерей Иоанн Кронштадтский (Сергиев)

В первые приезды Григорий останавливался в Александро-Невской лавре у епископа Сергия, который представил его другим духовным лицам Санкт-Петербурга, в том числе, инспектору С-Петербургской Духовной академии архимандриту Феофану (Быстрову) – будущему архиепископу Полтавскому.


Епископ Сергий (Страгородский)

Через архиепископа Феофана Григорий познакомился со студентом Петербургской Духовной Академии Иваном Федченковым (будущим митрополитом Вениамином) и с иеромонахом Илиодором (Труфановым) (29 декабря 1903 г.). Подружился Григорий Ефимович и с епископом Гермогеном (Долгановым, Долганевым).


Архимандрит Феофан (Быстров)


Иеромонах Вениамин (Федченков)


Иеромнах Илиодор Труфанов


Епископ Гермоген (Долганов)

Архимандрит Феофан был вхож в дом Вел. князя Петра Николаевича и его супруги Вел. княгини Милицы Николаевны (черногорской принцессы). От него Пётр Николаевич с супругой узнали о приезде в Петербург сибирского странника Григория и, опять же, через архимандрита Феофана пригласили его к себе домой. Григорий принял приглашение.


Вел. князь Пётр Николаевич

В доме Милицы Николаевны он встречался и с её родной сестрой – Вел. княгиней Анастасией Николаевной, и с братом Петра Николаевича – Вел. князем Николаем Николаевичем (младшим).


Вел. княгиня Милица Николаевна

Григорий и сёстры-черногорки уже были знакомы ранее. Они впервые встретили Распутина в Киево-Печерской Лавре.
По видимому, в начале 1904 г. (либо в начале 1905) Григорий вернулся домой в Покровское к семье. Дочерям к тому времени исполнилось: Матрёне – 5 лет, а Варе – 3 года.
С тех пор каждый год Григорий Ефимович приезжал в Санкт-Петербург и подолгу гостил там у своих новых духовных друзей, но также подолгу жил и у себя дома в Покровском с семьёй, особенно приурочивая свои приезды домой к периоду сельскохозяйственных работ: сбору урожая по осени, вспахиванию поля по весне.
После возвращения из первого длительного странствия Григорий Ефимович начал старчествовать, т. е. духовно окормлять людей. Вокруг него сложился круг близких ему людей, кто разделял его духовные устремления и получал от общения с ним духовную пользу. Это, прежде всего, односельчане и родственники: Николай Матвеевич Распутин, Николай Павлович Распопов, Илья Тимофеевич Арапов, Евдокия и Екатерина Ивановны Печеркины, проживавшие в его доме, их брат Дмитрий Печеркин, с которым Григорий вместе начинал ходить на богомолье. Впоследствии Печеркин послушничал на Афоне, но затем вернулся на родину и проживал в Покровском. Многие люди отовсюду специально приезжали к Григорию Ефимовичу за духовным назиданием, причём, как простого звания, так и представители высшего общества, столичной интеллигенции и духовенства. Это возбуждало непонимание, зависть и нездоровую ревность.
Сам же Григорий Распутин ревновал только о Боге, и, возгораясь духовно всё более, вырыл на своей конюшне старого дома часовню-пещеру, где мог уединяться и предаваться Божественному созерцанию и молитве. Однако пещера-часовня кому-то помешала. Последовал донос, разбирательство с привлечением экспертов в области сектоведения, наконец, запрещение властей. Часовню-пещеру пришлось закопать.
В 1905 г. в доме Вел. князя Петра Николаевича и Вел. княгини Милицы Николаевны произошло знакомство Венценосной Четы с крестьянином Григорием Ефимовичем Распутиным. Божий человек Григорий появился в жизни Царя Николая и Царицы Александры в напряжённейший, тяжелейший, ответственнейший момент Их царствования – в год, когда в С-Петербурге прошла демонстрация рабочих во главе с провокатором Гапоном, в год убийства московского генерал-губернатора Вел. князя Сергея Александровича, в год гибели русской эскадры под командованием адмирала Рожественского, в год принятия Манифеста 17 октября о даровании свобод, в год учреждения Государственная Дума.


Государь Николай II и Государыня Александра Феодоровна

В 1906 г. Григорий впервые получил приглашение посетить Царский дворец, где при встрече с Царской Четой преподнёс им икону св. прав. Симеона Верхотурского. Вскоре он написал прошение на Высочайшее Имя разрешить ему и его потомству именоваться фамилией Новый. Прошение было удовлетворено.
В том же году по письменной рекомендации Государя Григорий Ефимович посетил раненых детей Столыпина, на которого было совершено покушение на Аптекарском острове.


Пётр Аркадьевич Столыпин

В марте 1907 г. в доме Вел. княгини Милицы Николаевны по просьбе Государыни Александры Феодоровны произошло знакомство Г.Е. Распутина-Нового с фрейлиной Её Величества – Анной Александровной Танеевой. В первые же дни знакомства старец Григорий предрёк Анне Александровне неудачное замужество и указал на благословенный для неё Богом путь служения Их Величествам.


Анна Александровна Танеева (Вырубова)

29 апреля 1907 г., в Ялте, произошло венчание Вел. князя Николая Николаевича и Вел. княгини Анастасии Николаевны (Станы), которая полгода назад (15 ноября 1906 г.) развелась с первым мужем – герцогом Лейхтенбергским Георгием Максимилиановичем. Царь с Царицей были недовольны случившимся. Не мог одобрить и Григорий Ефимович подобного рода действий, противоречащих благочестивым народным обычаям и церковным канонам. Зная увлечённость Милицы и Станы сибирским странником, они не могли не испросить его благословения, но получили отказ. Это первое звено в цепи событий, приведших к конфронтации высшего петербургского общества с сибирским старцем, его отвержение ими и, в конечно итоге, убийство.


Вел. князь Николай Николаевич (младший)


Вел. княгиня Анастасия Николаевна (Стана)

30 апреля 1907 г. Анна Танеева венчалась с морским офицером Александром Вырубовым в церкви Большого Царскосельского дворца. Брачный союз оказался неудачным и через год был расторгнут, как о том прикровенно говорил Анне Александровне старец Григорий.

В том же году (1907) случился серьезный приступ болезни у Царевича Алексея. Выздоровление наступило по молитве старца Григория. Свидетелем чуда была Вел. княгини Ольга Александровна, оставившая об этом воспоминания. В том же году епископом Тобольским Антонием (Каржавиным) было отдано секретное распоряжение Тобольской Духовной Консистории возбудить дело относительно принадлежности крестьянина слободы Покровской Григория Ефимовича Распутина-Нового к секте хлыстов.


Вел. княгиня Ольга Александровна

В Санкт-Петербурге вокруг Григорий Ефимович сформировался круг близких ему людей, его последователей. Многие из них приезжали в Покровское. В частности, неоднократно гостили в доме Распутиных-Новых: Х. М. Берладская, О. В. Лохтина, А. Н. Лаптинская, Зинаида Манштедт, Мария Головина. Среди гостей в материалах «Тобольского дела» упомянуты имена г-жи Е. Сильверс, сестер Екатерины Дмитриевны и Елены Дмитриевны Соколовых, супруги Медведь. Приезжала в Покровское и няня царских детей Мария Вишнякова. Дважды побывала у него на родине Анна Александровна Танеева (Вырубова), а также Юлия Александровна фон Ден. Участвовала в паломнических поездках в Верхотурье и Тобольск, хотя и инкогнито, но в сопровождении Григория Ефимовича, и сестра Государя – Вел. княгиня Ольга Александровна.
К этому кругу людей, почитателей старца Григория, принадлежала и Царская Чета, а также Их Августейшие дети. К ним обращены возвышенные, утешительные письма Григория Ефимовича, написанные в 1908 году – год праведной кончины протоиерея Иоанна Кронштадтского, которого Царь и Царица очень почитали.
В 1908 г. Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину, что создало угрозу вступления в войну России. Балканский кризис удалось преодолеть, и избежать войны посредством признания Россией аннексии Боснии и Герцеговины вопреки чаяниям представителей партии войны в лице Вел. князя Николая Николаевича и черногорских принцесс: Милицы и Станы. Это решение, принятое Государем Императором Николаем II, связывали с влиянием, которое неожиданно оказал старец Григорий Распутин. Тем самым, недовольство Вел. князя Николая Николаевича и сестёр-черногорок в отношении старца Григория Распутина-Нового переросло в раздражение.
В 1909 году почти одновременно со слухами о влиянии Распутина на политику, появились слухи о посещении Распутиным бань вместе с женщинами. Этим слухам доверился архимандрит Феофан (Быстров). 22 февраля 1909 года он был хиротонисан во епископа Ямбургского, и назначен викарием Санкт-Петербургской епархии. Свои сомнения в отношении Григория Распутина он высказал Государыне Александре Феодоровне. Чтобы рассеять предубеждённость владыки Феофана, Государыня попросила его совершить поездку вместе с Григорием и монахом Макарием в Верхотурье-Покровское. Но недовольство епископа Феофана старцем Григорирем в результате поездки только усилилось.  По возвращении из поездки владыка Феофан и иеромонах Вениамин (Федченков) неожиданно обвинили Григория Распутина-Нового в духовной прелести. Старец пал в ноги своим обвинителям и просил прощения. Государыня Императрица Александра Федоровна при встрече с владыкой Феофаном на высочайшем приеме попыталась защитить Григория Ефимовича. Но попытка её оказалась тщетной – последовал окончательный разрыв епископа Феофана с Григорием.


Старец Макарий, епископ Феофан (Быстров) и Григорий Распутин


Tags: Боже Царя храни!, Григорий Распутин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 3 comments