?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Духовная брань схиархимандрита Херувима (Дегтяря)

Старца Херувима (Дегтяря) снова обвинили, на сей раз в гомосексуализме. Обвинителем традиционно выступил преподаватель Минской Духовной Академии, магистр богословия, специалист по вопросам сектантства и расколов А.В. Слесарев. Напомним, что Слесарев известен своими публикациями в интернете, где он, например, отвергает чудо схождения Благодатного огня, пытается перечеркнуть Церковные предания, в частности, Афонские предания о Божией Матери, активно выступает против старчества. На чем основывает Слесарев новое тяжелое обвинение в адрес схиархимандрита Херувима (Дегтяря)? В руках расколоведа Слесарева оказались два информационных сообщения.


Первое – публикация в черниговской газете «Деснянская правда» № 134(17167) от 16 июля 1985 г. (перевод с украинского). Слесарев привел выдержку из этой газетной публикации: "Жил там (имеется в виду черниговский дом Херувима Дегтяря – Ал. Слесарев) на протяжении трех месяцев и монах В.С. Планчинта из Киевской области. Ему довелось убегать от Херувима, потому что не выдержал его сексуальной распущенности".

Прокомментируем приведенное «свидетельство». Начнем с того, что газета «Деснянская правда» - это светская газета, преобразованная в настоящее время в редакционно-издательский комплекс, занимающийся коммерческой деятельностью. Цитированная выдержка из газетной статьи 1985 года не может рассматриваться, как доказательство обвинения человека в гомосексуализме. Чтобы вынести столь тяжкое обвинение, нужно получить достоверные свидетельства, причем, не одно, а несколько независимых друг от друга, чтобы исключить подлог. Чтобы свидетельства превратились в доказательства, необходимо провести расследование и убедительно показать достоверность свидетельств. Более того, свидетельство должно указывать на конкретный факт и, по меньшей мере, содержать рассказ непосредственного свидетеля или потерпевшего. Если все вышеперечисленное отсутствует, то выносить обвинения любой честный, трезвомыслящий и ответственный человек никогда не решится, ввиду отсутствия морального и юридического права сделать это.

Выдержку из статьи, приведенную без всяких доказательств и расследований можно рассматривать, как ложную информацию, точнее, заказную дезинформацию, имеющую целью дискредитацию человека, создание ему отрицательного имиджа. Такого рода приемы неоднократно проводились и проводятся в отношении священнослужителей для дискредитации не только их самих, но и всей Православной Церкви. Зачастую для подобного рода упражнений избираются лучшие представители Церкви, не втянутые в соглашательства с теми или иными заинтересованными силами, бескомпромиссно служащие Истине.

В советской газете за 1985 год могли разместить любой пасквиль на Церковь, любую клевету, любую гадость. Собственно, ничего другого, ничего доброго и не могло быть размещено в этой газете о Православной Церкви и ее служителях. Либо гадость, либо ничего. Раз что-то было опубликовано в советское время о Церкви – однозначно можно сказать – гадость. Гадость и есть. Напомним, что отцу Херувиму было запрещено проживать на родной Черниговщине. И все же он жил и служил в Чернигове и ничего с этим поделать власти не могли. Видимо, сильно насолил отец Херувим властям, да и прежние «грехи» перед советской властью наверняка были помянуты и ему, и его отцу, загубленному властями, и его матери, схиигумении Александре. За все за это враг и поквитался с отцом Херувимом, а продажных стукачей-сексотов, кто мог поставить подпись под любой гадостью всегда было предостаточно.

Второе. Письмо из Джорданвильского Архива Зарубежной Церкви (РПЦЗ). Вот текст письма, как его приводит Слесарев (дата не проставлена, но скорее всего – начало 90-ых годов):

Епископу Евтихию Ишимскому и Сибирскому

от иеромонаха Гермогена (Дуникова).

Докладная записка.

По Вашему благословению привожу здесь известные мне факты и события из истории неканонической церковной группы катакомбных христиан, имеющей свое начало от о. Серафима Поздеева и о. Геннадия Секач. (…)

У меня имеется докладная записка от Черниговского братства новомученика святителя Пахомия Черниговского (…) о том, что им хорошо известны многочисленные факты обвинения «секачевского» «архиепископа» Херувима (Дегтярь) в мужеложстве, устраивании оргий и руководстве (…) мафией мужеложников в Черниговской и Сумской областях Украины. Братство св. Пахомия Черниговского присоединено к нашей Церкви. Херувим был поставлен Геннадием Секаем одним из первых в «епископы».

(…) К этому времени церковная организация, созданная о. Геннадием, дала большие трещины. (…) На некотором расстоянии, в неопределенном отношении, были два «епископа»-иеромонаха Почаевской Лавры Андриан и Александр, вышедшие из монастыря и жившие вместе где-то на дому. Еще дальше отстоял «архиепископ» Херувим Дегтярь, г. Чернигов, который открыто посещал храмы МП и именовал там себя «схиигуменом», имея документы только на иеродиакона. Остальные «епископы» прекратили общение с о. Геннадием.

Прокомментируем и это «свидетельство». Оно принадлежит не каноническому епископу, а незаконно назначенному епископу чужой юрисдикции, на тот момент враждебной канонической Православной Церкви в Советском Союзе. Этот момент очень важен в оценке степени достоверности информации, а из дальнейшего изложения будет ясно почему. Данный епископ именуется Ишимским и Сибирским, тогда как нести свое служение на территории Сибири, которая находится в юрисдикции Русской Православной Церкви Московского Патриархата (каноническая территория окормления РПЦ МП) он не имеет никакого канонического права. Значит, его поставление на этот церковный пост незаконно. Таким образом, письмо адресовано незаконному  архиерею, который недружелюбно, враждебно относится к законной Русской Православной Церкви и уже одним своим титулом наносит удар по престижу законной Церкви, противопоставляя себя Церкви, стремясь ограничить и унизить ее. В этих словах нет преувеличения, поскольку именно таковые цели преследовали представители РПЦЗ и именно таковое отношение питали они к законной Русской Православной Церкви Московского Патриархата, пока этот фактический раскол не был уврачеван объединением РПЦЗ и РПЦ МП (если строго с духовной точки зрения рассматривать это событие, то речь может идти не об объединении, а только о присоединением РПЦЗ к РПЦ МП). Надо полагать, что писавший иеромонах также принадлежал к Зарубежной Церкви.

Далее, в письме упоминается «Черниговское братство новомученика святителя Пахомия Черниговского», на свидетельство членов которого ссылается Гермоген Дуников. Это одна из многочисленных ветвей так называемой «Катакомбной церкви», также противопоставляющей себя законной РПЦ МП. В письме указывается, что членам этого братства, «хорошо известны многочисленные факты обвинения «секачевского» «архиепископа» Херувима (Дегтярь) в мужеложстве, устраивании оргий и руководстве (…) мафией мужеложников в Черниговской и Сумской областях Украины. Братство св. Пахомия Черниговского присоединено к нашей Церкви».

Очевидные навороты (оргии, мафии) говорят сами за себя. Могли бы хоть немного ограничить буйство своей фантазии, было бы правдоподобнее. Но остановимся для примера лишь на одном моменте. Судя по тексту письма (если к нему относиться, как к документу), членам братства хорошо известны не многочисленные факты собственно греховного поведения, а многочисленные факты обвинений в греховном поведении. На чем основаны эти обвинения? Ничего не говорится о проверке этих обвинений, насколько они лживы, или не лживы. То есть о степени правдоподобности «многочисленных обвинений» не сказано ни слова. Так же как не сказано ни слова о том, от кого конкретно поступили эти обвинения, можно ли доверять осведомителям, насколько надежны первичные источники, не являются ли эти многочисленные факты обвинений хорошо, или плохо срежиссированной кампанией по дискредитации.

Каков вывод? Мы видим, как и прежде, со стороны Слесарева совершенно не профессиональный подход в работе с источниками, отсутствие методологии проверки степени надежности поступаемой к нему информации. Мы видим безответственную поспешность выводов, диктуемую слишком явно выраженным чувством личной неприязни к архимандриту Херувиму (Дегтярю) и тем, кто его защищает. Иначе чем другим можно объяснить столь сильное желание опорочить человека, осудить, дискредитировать его, совершенно не имея на то никаких сколь-нибудь веских оснований кроме отдельных реплик из прошлого, расплывчатых слухов и неопределенных намеков, которые Слесарев даже не удосуживается проверить или хоть как то подтвердить.

Отсутствие доказательной базы достоверности информации заставляет нас относиться к приведенным «свидетельствам», как к лжесвидетельствам, как к подлогу, как к следам целенаправленно проводимой дискредитационной кампании.

Как и кто проводил и проводит эту кампанию? На этот вопрос мы уже отвечали в наших публикациях, в частности в брошюре «В защиту иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» и ее хранителя – схиархимандрита Херувима (Дегтяря)». Надеемся в дальнейшем предоставить материал, который подробно, развернуто и наглядно продемонстрирует как, какими методами и кто именно проводит клеветнические кампании подобного рода.

Сейчас же ограничимся лишь указанием на то, что батюшка Херувим четко и определенно раскрыл свою позицию, свое жизненное и духовное кредо, публично засвидетельствовав свою преданность Матери-Церкви в лице РПЦ МП, в книге о преп. Лаврентии Черниговском. В этой небольшой книге отец Херувим резко обличил сектантов и раскольников всех мастей, призвав православных людей быть верными Русской Православной Церкви Московского Патриархата, как единственной канонической представительнице Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви на всем пространстве Святой Руси. При этом отец Херувим четко указал на ложность и недопустимость всех поползновений РПЦЗ на духовное водительство русского народа, рассматривая эту ветвь православной церкви только лишь как часть Русской Православной Церкви, находящейся не за рубежом, а в России.

Вот эта бескомпромиссная позиция о. Херувима, исповедание своей веры и свидетельство преданности РПЦ МП и вызвало бурю злобного негодования со стороны сектантов-катакомбников и их покровителей из структур РПЦЗ. Последовала ответная реакция, начался сбор компромата на отца Херувима и сектантами, и представителями РПЦЗ. Причем первичная информация исходила как раз от сектантов. Какого рода свидетельства были предоставлены правящим структурам РПЦЗ на тот момент раскрывает приведенное выше письмо. Оно свидетельствует о том, что ничего конкретного, никаких реальных, действительных фактов, которые можно было бы подтвердить, или опровергнуть, на самом деле, представлено не было, как не было произведено и никакого расследования. Пустые, голословные, ничем не подтверждённые даже не обвинения, а намеки.

Похоже на то, что представители РПЦЗ ставили целью лишь сбор компромата, и осторожно делали выводы, так сказать, для себя, для служебного пользования, не решаясь открыто опубликовать свои сведения и открыто вынести свои обвинения. Они предстают в роли этаких сторонних наблюдателей, к которым поступает информация. Были ли представители РПЦЗ организаторами травли или нет – не известно. Но, так или иначе, всю грязную работу: первичное вбрасывание дезы в информационное поле, а также формулировка и вынесение более жестких определений в адрес о. Херувима, выполнялось друзьями зарубежников, их соратниками по борьбе с РПЦ МП – сектантами-катакомбниками.

Их деструктивную, порочащую Церковь деятельность продолжил, развил и поднял на новую высоту А.В. Слесарев. Деятельность Слесарева вызывает чувство глубокого сожаления. Приходится констатировать, что эта деятельность носит не случайный, а системный характер. Если бы это было случайное, искреннее заблуждение, то недоразумения быстро были бы рассеянны. Все возможности у Слесарева для этого имеются. Он может обратиться за разъяснением непосредственно к правящему архиерею, с разрешения которого (и даже которых) о. Херувим служил и служит в православных храмах. Слесарев мог бы поговорить напрямую с отцом  Херувимом и выяснить у него интересующие его вопросы. Он мог бы получить на это благословение и соответствующий полномочный документ (так сказать, мандат) от управляющих структур Церкви. Но этого ничего не сделано. Тем не менее, Слесарев продолжает обличительную кампанию, при этом лукаво предлагает духовным чадам старца самим провести допрос священнослужителя, находящегося в преклонных летах. А отказ в подобно рода «просьбах и предложениях» преподносится Слесаревым, как доказательство своей правоты.

Духовные отношения не предполагают такого рода общения. Общение между старцем и его почитателем лежит совершенно в иной плоскости человеческих отношений. Такой допрос с пристрастием удел следователей, либо беспристрастных исследователей, имеющих на это соответствующее разрешение и благословение. Таким образом, Слесарев, попирая элементарные нравственные законы, пренебрегая элементарными правовыми нормами, систематически, с настойчивостью выдвигает голословные обвинения, которые невозможно подтвердить, и которые при этом носят оскорбительный характер, наносят тягчайший нравственный удар.

Ни одно из заявлений Слесарева о том, что он предоставит исчерпывающие доказательства по тому или иному пункту обвинений о. Херувима не получило реального наполнения, так и оставшись пустым обещанием. Доказательством тому служит обсуждение соответствующей темы на форуме Минской Духовной Академии. Эта тема на форуме была закрыта, видимо, не без помощи А. В. Слесарева, закрыта именно в тот момент, когда разговор наконец-то перешел в конструктивное русло, установились добрые, уважительные отношения между оппонентами, что, безусловно, способствовало обретению истины. Но, видимо, такой сценарий не устраивал Слесарева – тема на форуме была закрыта. Долгое время Слесарев молчал, видимо, памятуя об уроках форума. Сложилось впечатление, что разговор исчерпан, и все успокоились. Но вот (видать, более нет мочи терпеть) – вылил очередную порцию грязи. Остается только сожалеть о действиях А.В. Слесарева: ссылки на непроверенную информацию, поспешность выводов, тягчайшие, бездоказательные обвинения, а по сути – клевета, оскорбление человека. Ну что ж, А.В.Слесарев взрослый человек, волен поступать, как знает, делает свой нравственный выбор. Как говорится, подобное к подобному. Примыкая к обвинителям отца Херувима, Слесарев, тем самым, разделяет нравственные и духовные черты этих людей. Каковы эти черты, Слесарев раскрывает сам на страницах своего журнала и сайта Анти-раскол. Все то, в чем Слесарев стремится обвинить отца Херувима, присуще, по свидетельствам самого же Слесарева, как раз обвинителям схиархимандрита Херувима (Дегтяря), в ряды которых с такой настойчивостью стремится затесаться расколовед А.В. Слесарев. Но, как говорится, скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты. А.В. Слесарев указал с кем он, тем самым, раскрыл свои нравственные приоритеты.

Он сам вынуждает провести работу по систематизации и анализу результатов информационных баталий на указанном форуме Минской Академии, чтобы еще раз осветить недостойность технологий, которыми пользуется Слесарев, развязавший гонения на православного монаха-старца. Все материалы сохранены, и работу с Божией помощью постараемся провести.

Конечно, все это странно. Анализ ситуации невольно подводит к выводу о заказном характере гонений на старца Херувима. Подобного рода прецеденты неоднократно случались в истории Церкви, как в прошлом, так и в настоящее время. Материалы об одном из таких случаев, получивших широкую огласку и общественный резонанс, как пример, позволяющий понять, что происходит вокруг старца Херувима (Дегтяря), будут представлены в следующих сообщениях.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
fedorohotnick
Jan. 13th, 2012 09:47 am (UTC)
Спасибо за информацию. Можно было мне не писать сообщение. Достаточно было разместить Ваш комментарий - все становится прозрачно ясным.
(Anonymous)
Apr. 5th, 2012 03:55 am (UTC)
Геннадий Пронин
Юрий. Всё хорошо. Но Вы делаете рекламу этому чудику слесареву с маленькой буквы. Пошлите Вы его куда подальше. Здорово Вы его обругали магистером богословия. Короче говоря, я к Вам отношусь с большой любовью. Тсс... а то слесаришка обвинит в ... Магистер-фигистер. Давайте на ты. Я с Богом общаюсь на ты. Мой адрес gpronin57@mail.ru Был в Киеве. Несколько фото выложил в однокласниках.Как я там в этих одноклассниках называюсь не помнню. Простите...
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

fedorohotnick
fedor ohotnick

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner