?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Отец Александр Мень был космополит в христианстве

 Русская народная линия. http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/9/01/otec_aleksandr_men_byl_kosmopolit_v_hristianstve/

 01.09.2010


Протоиерей Олег Стеняев размышляет о творчестве известного священника в связи с 20-летней годовщиной со дня его убийства …

 

9 сентября 2010 года исполняется 20 лет со дня убийства протоиерея Александра Меня. Напомним, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем соболезновании по случаю гибели священника отметил, что «в своем богословском дерзновении отец Александр иногда высказывал суждения, которые без специального рассмотрения нельзя охарактеризовать как безусловно разделяемые всей полнотой Церкви. Что ж, «надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие»». В связи с этой годовщиной мы попросили известного московского пастыря, руководителя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова протоиерея Олега Стеняева высказать свое мнение об актуальности наследия отца Александра Меня и востребованности его идей в Церкви.

Можно по-разному относиться к наследию отца Александра Меня, но в своё время его книги сыграли немалую роль в жизни очень многих православных христиан, особенно из числа интеллигенции. Его книги в то время издавались ксероксным способом, нелегально распространялись. Особенный интерес был к его книге «Истоки религии», где он, может быть, первым из священников, говорил с атеизмом на языке науки. Без сомнения, эта книга помогла очень многим людям.


Если говорить о других работах отца Александра, то, на мой взгляд, его главной проблемой было то, что он увлекался библейской критикой конца XIX - начала XX века. У нас с некоторым опозданием происходило погружение в те достижения, которые имела западная библеистика. Отец Александр Мень увлекался тем, что те же самые христиане Запада смогли переварить и отвергнуть, он же за это держался. Элементы библейского критицизма присутствуют в его работах «Магизм и Единобожие», «На пороге Нового Завета» и в ряде других его книгах. И это, конечно же, большой минус. 

Он стремился общаться с людьми, вести диалог с молодежью, что, конечно, очень важно. Но, на мой взгляд, для русских людей важно именно возвращение к традиции предков, а происхождение отца Александра не позволяло ему выстроить правильную систему оглашения, которая способствовала бы возвращению к идеалам Святой Руси. Это тоже был минус в его деятельности. Отец Александр Мень был больше космополит в христианстве, чем православный священник. К его чести надо сказать, что он и не скрывал свой космополитизм, когда он давал интервью еврейской газете в период перестройки, то он прямо сказал, что его нахождение в Православии, а не в католицизме, обусловлено только его географическим местопребыванием. На мой взгляд, это было беспринципное заявление. 

Но то, что он вел диалог с атеизмом с позиции науки, - очень важно. Именно эта часть его творчества по-прежнему актуальна и востребована. Напротив, его библейский критицизм, думаю, ни у кого особого интереса не вызывает.

Что же касается оценки его деятельности в целом, выяснения того, была ли она положительной или скорее отрицательной, то, если говорить о его полемическом диалоге с атеизмом, то здесь, конечно, есть плюсы, а если говорить о его попытке рассказать нам о самом библейском откровении языком науки, то тут бесконечное число минусов. Одно дело, когда он говорит с атеистами языком науки, защищая наше вероучение, но когда он говорит о Библии тем же языком в научных понятиях, то это является вызовом нашей вере. В этом случае он ставит под сомнение многие вопросы. Например, в книге «Магизм и Единобожие» он пишет, что вопрос о том, существовал Авраам или нет, не важен, а важно то, что такой образ существует. Мне кажется диким ставить под сомнение существование Патриархов Божиих, тем более, что он имел отношение к народу, который произошел от Авраама.

Я был молод, когда познакомился с книгами отца Александра, сильное впечатление произвела на меня его книга «Истоки религии», но когда я стал читать вторую книгу «Магизм и Единобожие», то здесь я уже с отцом Александром Менем распрощался. Я его видел несколько раз. Он приезжал в библиотеку Московской духовной академии, тогда я учился в семинарии. У него был свободный доступ в библиотеку, он мог брать любые книги. Он мог брать книги даже домой, что мало кому разрешалось. Кстати, до сих пор существует миф, что Церковь якобы гнобила и преследовала отца Александра Меня. Это не правда. Он имел все мыслимые и немыслимые церковные награды. Я видел его фотографию и был поражен тем, какое количество наград на нем было. Он мог бы посоревноваться с Брежневым по количеству наград.

Комменатрии на статью о. Олега Стеняева

Русский вестник

07.09.2010

http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/9/01/otec_aleksandr_men_byl_kosmopolit_v_hristianstve/

   ИМХО

Где-то в 83 году мы переехали в г. Пушкино в микрорайон Дзержинец (поди и сейчас так называется). Я в это время воцерковлялась, ходила часто в храм Сретения, но больше ездила в Т.-С. Лавру. Несколько лет, что называется, не обращала внимания на о. Александра. Потом меня познакомили с диаконом в запрете Г. Кочетковым для оглашения - вот тут-то (на оглашении) мне и открыли глаза на о. А. Меня! Однако замечу, что «тогда» Кочетков так однозначно не хвалил Меня, ну читать рекомендовал, ещё замечу, что на похороны о.А. они (он и Копировский) не поехали - видно, ещё не знали, какой будет расклад... Я попала под обаяние личности о. А. Меня... Он, действительно, был очень обаятельный, милый, артистичный человек. (Когда я выбралась из обновленческих малин, то при выборе духовника я даже ориентировалась на внешнюю форму: чтобы поменьше блеска и обаяния.)

Когда его убили, сильно скорбела.

А вот дальше было интересно: я - русская. От самого о. Александра никогда не слышала никаких националистических высказываний, а вот когда он умер, то чада его ближайшие и дальние открыли рот и заговорили. Время, помните, какое было, тут многие заговорили и КАК заговорили! Чего я столько не услышала об «этой» стране, об «этой» Церкви, об «этих» православных - при мне не стеснялись, я ведь Чадо. Тут я начала отвечать, за словом в карман не лезла, и скоро была прописана в антисемитах. Потом поваландалась у Борисова, немного у Лапшина и - СЛАВА БОГУ - ушла из этого гиблого места.

Все его чада, как на подбор - неправославные, их любовь, интересы, чаяния - неправославные. Конечно, это уже немолодые люди, но своё дело делают, кто на радио «Свобода», кто привечает масонов в библиотеке Иностранной литературы, кто в печати в «Московском комсомольце», кто толстенные книжки о своём пастыре выпускает, священники трудятся над Православием на своих приходах... Есть среди чад оголтелые, типа Илюшенко или Зорина. Нет, не оголтелые - это милые, симпатичные люди, которые держатся т.н. «молитвенными группами», друг другу помогают, читают «свои» книги, свт. Игнатий или другая святоотеческая литература не в почёте.

Они уже своё сделали. Новое поколение облегчённого европравославия трудится (думаю, не даром!) над неофитами.

Отец Олег! благодарю Вас!

Потомок подданных Императора Николая II

Всё-таки высказывания были. Это известное требование к Русской Православной Церкви отказаться от прославления как умученного от жидов св. мл.-муч. Гавриила Белостокского.

ИМХО

Я не сказала, что о. А. Мень «не говорил», я сказала: «не слышала». А по тому, что начали говорить его чадушки в период «перестройки и гласности», похоже, что говорил. Но - не со всеми подряд. Как я поняла потом, по делам и высказываниям его чад и эпигонов, там быть может и не только двойное дно, может и тройное. В Евангелии всё сказано: «По плодам их познаете их». А каковы плоды духовничества данного протоиерея?

Иногда думаю - не могу сказать, что сильно меня это занимает, но раз в год вспоминаю - кто убил-то о.Александра? КОМУ это было нужно? Чада хором: КГБ! А я что-то не верю... КГБ? Да зачем?! Это КГБ в это время страну сдавало... Потом только на уровне небольшой группы людей о. Александр вырастает в гигантскую фигуру. Ну кому он мешал? Конечно, может быть, его готовили на роль Александра Введенского, «митрополита». Тогда вопрос: кто готовил... Видно, только на Страшном суде мы это узнаем.

Потомок подданных Императора Николая II

Уважаемая собеседница! По-моему, Вы напрасно разводите чрезмерную таинственность на пустом месте. Мень такая же точно «жертва тоталитарного режима», как, например, Литвиненко или Политковская. Он отработал свой ресурс, и далее был полезен только своей смертью во славу Израиля. В его смерти обвиняли не столько «кровавое» КГБ, как «православных фашистов». Тут «кстати» пришлись и требования Меня отказаться от прославления Гавриила Белостокского. Причём это всё с выражением самой серьёзной скорби печаталось в коммунистической формально ещё прессе (журнал «Огонёк»). Именно после смерти Меня стало возможно широкое распространение его ядовитых «трудов». Немаловажно и завершение деятельности иудейского выкреста исполнением херема, которому подлежит иудей, перешедший в христианство. Другим наука.

ИМХО

Да, нет, тут не таинственность...

То, что Вы написали, похоже на правду: пазлы совпадают. Если брать изречение древних о том, что ищи, кому выгодно, то только данной стороне и выгодно. А вот сколь «всё» понимал о. А. Мень? Думаю, нет, думаю он был под сладкоречивыми духами либерализма и демократии. То, что он писал и говорил - вне сомнения его взгляды: он так думал, или - его думали так.


Comments

( 2 comments — Leave a comment )
aleksi_popovich
Mar. 6th, 2012 01:28 pm (UTC)
Отец Александр Мень был больше космополит в христианстве, чем православный священник. К его чести надо сказать, что он и не скрывал свой космополитизм, когда он давал интервью еврейской газете в период перестройки, то он прямо сказал, что его нахождение в Православии, а не в католицизме, обусловлено только его географическим местопребыванием.
Слесарев машет католическим пояском похоже по той же причине, что и Мень и нахождение его в Православии, а не в католицизме, обусловлено только географическим местопребыванием. Только менее честный чем Александр Мень.
fedorohotnick
Mar. 20th, 2012 01:18 pm (UTC)
О честности А.В. Слесарева пока что вообще речь не может идти. За все время наших бесед хотя бы намек на честность.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

fedorohotnick
fedor ohotnick

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner