?

Log in

Previous Entry | Next Entry

О Протоиерее Александре Мене

01.10.2010. Русский вестник: http://www.rv.ru/content.php3?id=8682


9 сентября, в день 20-й годовщины трагической гибели протоиерея Александра Меня (1935-1990), митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения храма преподобного Сергия Радонежского в поселке Семхоз под Сергиевым Посадом. Церковь построена недалеко от дома, где жил отец Александр Мень, и в непосредственной близости от того места, где ранним утром 9 сентября 1990 г. он был убит, сообщает Седмица.Ru.

Митрополит Ювеналий при большом стечении церковного народа и гостей совершил также заупокойную Литургию и литию по убиенному протоиерею.
   Во второй половине дня митрополит Ювеналий открыл в Семхозе 5 Меневские чтения, посвященные теме «Протоиерей Александр Мень и его время». Впервые в начале чтений прозвучали слова официального приветствия, которое направил участникам Предстоятель Русской Православной Церкви. Вечером, по окончании заседания митрополит направился в поселок Новая деревня, чтобы отдать дань памяти о. Александру Меню на его могиле у стен Сретенского храма.


Апостольский нунций в России, архиепископ Антонио Меннини направил участникам 5 Меневских чтений приветствие, в котором с особым почтением говорится о значении личности и трудов о. Александра Меня для всех христиан.
   13 сентября во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им.Рудомино прошел международный круглый стол «Протоиерей Александр Мень и проблемы нового гуманизма» с участием российских и зарубежных ученых, священнослужителей, духовных чад о.Александра Меня.

Приснопоминаемый Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в одном из посланий написал, что «отец Александр был талантливым проповедником Слова Божия, добрым пастырем Церкви, он обладал щедрою душою и преданным Господу сердцем». Вместе с тем Святейший Патриарх отметил, что «не все его суждения разделялись православными богословами». Приводим мнения тех, кто имеет другие воззрения на деятельность о. А. Меня.   

Невменяемые

О «малом народе», протоиерее Александре Мене и его последователях

Иерей Александр Шумский   

специально для «Русской народной линии»

http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/9/08/nevmenyaemye/

В своё время выдающийся русский математик Игорь Ростиславович Шафаревич ввел в науку понятие «малый народ», на мой взгляд, в высшей степени удачное. Тогда на Шафаревича набросились либералы-диссиденты, обвинившие его в антисемитизме, поскольку, по их мнению, под «малым народом» Шафаревич подразумевал исключительно евреев, хотя сам Игорь Ростиславович спокойно и внятно объяснил, что в это понятие могут входить люди самых разных национальностей, в том числе и русские. Он доказал, что объединяет «малый народ» не кровь, а патологическое стремление всегда быть против большого народа, против порядка и традиций, выработанных эти народом в течение веков.

Нападки на Шафаревича лишь убедительно подтвердили, что в составе «малого народа» присутствуют также и евреи. Сегодня мы наблюдаем, что «малый народ» действительно многонационален. Самые разные этнические элементы вошли в его состав и пытаются окончательно навязать свою волю и стиль жизни большинству нашего общества.

Конфликт между малым и большим народами всегда приводил к жестокому и кровавому столкновению. Отсюда и нарастающая в последнее время тревога. «Малый народ», он хоть и малый, но очень активный. Этой активностью он компенсирует свою малочисленность. Пока большой народ неторопливо протирает свои сонные глаза, малый уже успевает везде «пометить» его большую территорию.

Есть представители «малого народа» и в Церкви. Мне уже неоднократно приходилось писать о них. В частности, в статьях «Высокомерие убивает понимание», «Советский вопрос и церковная революция» и др. Ярчайшим представителем «малого народа» в Церкви был протоиерей Александр Мень, зверски убитый в 1990 году. Этот, несомненно, талантливый человек, безусловно, является одним из главных отцов основателей современного неообновленчества.

Впервые я услышал проповедь-лекцию отца Александра в клубе на Красной Пресне, незадолго до его гибели. Эта лекция произвела на меня неприятное впечатление. Меньше всего отец Александр был похож по своей манере на священника. Стоило закрыть глаза и казалось, что говорит не православный батюшка, а профессиональный лектор из общества «Знание», надевший на себя рясу с крестом. Один из слушателей после лекции непроизвольно задал вопрос: «А в Бога-то он верит?»
   У протоиерея Александра Меня можно выделить две, на первый взгляд несовместимые, идеи. Первая – Церковь включает в себя всё, что нравится отцу Александру. Разве что колдовской культ вуду туда не вошел. И получается, что Господь наш Иисус Христос совершенно «необязателен» для спасения. Учение отца Александра тяготеет к несторианской ереси, сущность которой заключается в растворении Церкви в стихии мира. Вторая идея – двойная богоизбранность евреев, ветхозаветная и новозаветная. У отца Александра выходит, что евреи в новозаветной Церкви имеют особую миссию, т.е. они не такие как все прочие христиане. Вот и получается парадокс – с одной стороны Церковь лишается своей церковной ограды и мусор всего мира сметается меневской метлой к её алтарю, а с другой – солью Церкви оказываются исключительно соплеменники отца Александра. Ложная вселенскость и подлинная местечковость в одном флаконе – вот суть учения протоиерея Александра Меня. И не стоило бы разбирать его идеи, если бы он не был православным священником. Ничего нового и интересного в учении отца Александра нет.

Нечто подобное проповедовали представители «малого народа» во все времена, начиная с гностиков и кончая серебряным веком. Например, в XIX веке жил протоиерей Герасим Павский, один из директоров «Библейского общества», считавший, что Церковь объемлет все исповедания. Он полагал, что православный священник ничем не отличается от лютеранского пастора. Среди «продвинутых» христиан того времени была также популярна идея создания храма в Москве с тремя отделами – для православных, католиков и лютеран. Протоиерей Александр Мень все эти идеи «творчески» развил и дополнил. Когда говорят, что благодаря отцу Александру воцерковились многие заблудшие интеллигенты, то я задаю вопрос: а хорошо ли это? Что это дало Церкви, кроме дополнительного взрывчатого вещества, называемого церковным диссидентством? Да, они вошли в Церковь, но едва освоившись в Ней, начали тут же охаивать традиции большого церковного народа. Так лучше бы не воцерковлялись вовсе! Поразительна самоуверенность его последователей. Они, как впрочем, все представители «малого народа», как представители сектантского образа мышления, абсолютно невменяемы. Мне приходилось с ними беседовать. Это оказалось совершенно бесполезно. Для меневцев ни Евангелие, ни святые отцы не являются авторитетом. Они признают только книги своего убиенного учителя.

Что же касается ужасной смерти протоирея Александра Меня, то, конечно, она вызывает сочувствие, как говорится, такого конца и врагу не пожелаешь. Но, к сожалению, невменяемые поклонники убитого священника, сделали всё, чтобы отравить наше христианское чувство сострадания. Буквально на следующий день после убийства, они стали обвинять в этом «русских экстремистов-антисемитов». Позже следствие не только не подтвердило эту гнуснейшую клевету, но и пришло к выводу о чисто уголовной причине убийства, ни с какой идеологией не связанной. И хоть бы кто-нибудь извинился! Но чему же тут удивляться, ведь невменяемость «малого народа» всегда сочетается с его вопиющей наглостью.

Вместе с тем, я продолжаю сочувствовать отцу Александру Меню. Какая незавидная судьба! Ортодоксальные евреи считают его предателем своего народа, а большинство православных христиан – отступником от Христовой Церкви. Впрочем, близко знавшие отца Александра говорят о его искренности. Проявил он и несомненное мужество в момент злодейского убийства. Поэтому помолимся за его бессмертную душу.

   
К о м м е н т а р и и

Ирина Калина.  

Спасибо за статью, уважаемый батюшка. Очень точно о «малом народе» и о его представителях среди мирян и священников – увы, приходилось несколько раз сталкиваться с этим опасным явлением. Обычно выдает «малый народ» сатанинское презрение к окружающим, не признают они и жертвенности, страданий русских священников и мирян, благодаря которым Церковь сохранилась... Когда такой батюшка исповедует у нас в монастыре, к нему никто на исповедь не подходит – народ разбегается и прячется за колонами...

Филиппъ

Я начинал свою церковную жизнь в приходе, где большинство составляли последователи о. Меня. Последствия были для меня весьма плачевными, избавлялся от этой «духовности» я несколько лет, и если бы не встреча с о. Иоанном Крестьянкиным, едва ли я был бы сейчас в Церкви. И книги и идеи о. Меня и его последователей разрушительны и антицерковны! Отец Александр полностью прав в своих оценках.

Elena

А уж у нас в Канаде их столько развелось, впрочем, они считают эту страну своей. И на всех православных приходах везде они же, кроме, пожалуй, Московского Патриархата, потому что дух там более русский, да и батюшка перед ними не заискивает. А вот у нас в храме натоятель полукровка, и предпочтение им отдается. Нескольким прихожанам и мне, грешной, в силу своего служения в храме приходится как на передовой. Все очень близко и понятно, о. Александр, и все они, эти «прихожане», уважают Меня. Помоги нам всем Господи!

О. Александр! Вы почитайте, что сегодня, 10.09.2010 г., опубликовано на ruskline.ru. Как Митрополит Ювеналий чествует в кругу духовных детей, родственников и церковной бюрократии покойного. Не могу поверить своим глазам, всё переворачивают: белое делают черным и наоборот. И заставляют своим авторитетом верить во всё это... Так же и с Ельцинским отпеванием было. Такое впечатление, что в России всё меньше и меньше понимающих русских православных становится. Как с таким лицемерием можно мириться? Ну, хотел Митрополит утешить вдову и сына, но зачем же пиар создавать... Ну, все то же самое, как и в светской жизни. Как жаль Россию...

Сокол
   Уважаемым иереем Александром Шумским дана безупречно точная по смыслу и чеканная по форме формула религиозного символа веры о.А.Меня: «Ложная вселенскость и подлинная местечковость в одном флаконе» – вот суть учения протоиерея Александра Меня».

В самом стремлении растворить Православие в дурной бесконечности и упростить до одномерности – трудно не заметить ухмылку лукавого...

   

+ + +

Диакон Владимир Василик в статье «Памяти протоиерея Александра Меня», опубликованной на Русской народной линии, в частности, отмечает:

«К сожалению, отец Александр был слишком широк и пределов вольности мысли он не ставил. Но, к сожалению, он ставил их в одном очень важном для него пункте – в пункте национальном. Здесь он был весьма догматичен и весьма ригористичен. Он считал, что евреи сохранили богоизбранничество и после распятия Христа, несмотря на очевидные высказывания: «Се, оставляется дом ваш пуст» (Мф. 23: 38). И, несмотря на то, что апостол Павел говорил о том, что его соотечественники «и Богу не угождают и человекам противятся, но грядет на них гнев Божий». Толкование известных пассажей из посланий к Римлянам (это 9, 10, 11 главы) у отца Александра представляются произвольными. Апостол Павел говорит лишь о том, что у евреев такие же шансы на спасение, что и у прочих народов, и они не являются до конца отвергнутыми, но и не являются теперь уже и особо избранными. «Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их» (Рим. 11:23) В данном случае у иудея-христианина нет никаких преимуществ перед христианином-неиудеем. Конечно, ему предстоит преодолевать больше препятствий, поэтому он достоин особого уважения, но не особых преимуществ и тем более власти внутри Церкви. То, что апостол Павел говорит о конечном обращении иудеев, то это некая тайна, о которой говорит сам апостол, и эта тайна произойдет в экстремальных обстоятельствах Второго пришествия. И ради утверждения особых преимуществ израильского народа отец Александр готов был идти не только против Предания Церкви, но и против очевидных исторических фактов. В частности, он готов был деканонизировать святого Евстратия, преподобномученика Киево-Печерского, который был распят фанатиком иудеем, только потому, что он явился жертвой иудея. Но извините, разве среди иудеев не могут быть фанатики, как и среди других народов? Разве не иудеи-фанатики распяли Христа и побивали камнями святого первомученика архидиакона Стефана? Тогда, получается, нам надо деканонизировать святого архидиакона Стефана и святого Арефу вместе с пятью тысячами его спутников и единомышленников, которых приказал казнить в городе Награни в 523 году фанатичный иудейский правитель Дунаан. Нельзя ради собственного народа попирать церковную истину и церковную святыню.

И поэтому приходится согласиться с очень многими утверждениями из знаменитого письма владыки Антония (Мельникова), митрополита Ленинградского, к протоиерею Александру Меню. Письмо это подлинное, и многое из того, что в нем высказано, к сожалению, соответствует действительности. Не случайно многие духовные пастыри и старцы относились к творчеству отца Александра Меня и к его деятельности весьма настороженно, если не сказать более. Характерно, что когда при отце Иоанне (Крестьянкине) зашла речь об отце Александре Мене, он сказал: «Не надо к нему ходить». Автор был свидетелем этих слов.

Но в годовщину кончины священнослужителя негоже заниматься лишь его критикой. Стоит вспомнить о том, что кончина отца Александра была мученическая, и многие подозревают, что его убили по указанию спецслужб Израиля. Дело в том, что в конце 1980-х годов началась массовая эмиграция в Израиль, и израильские власти с изумлением обнаружили, что не менее 10% иммигрантов не желают иметь с иудаизмом и с официальной идеологией Израиля ничего общего – едят свинину, крестят своих детей, ищут, где в окрестностях есть православные храмы. И не без основания они увидели, что в таком настрое во многом повинен отец Александр Мень. Очевидно, они и решили его ликвидировать, а попутно представить дело так, будто он стал жертвой русских националистов. Естественно, представлять дело так, будто его убили русские националисты, – это смешно, ибо не таков был их стиль работы, не таковы были их возможности. Поговаривают о том, что убийство отца Александра держал на контроле офицер спецслужб, и во многом именно поэтому отцу Александру не смогли оказать помощь, когда он был еще жив. Так или иначе, может, не следует углубляться в конспирологию, хотя следствие по делу об убийстве отца Александра Меня так и не закончено и вряд ли закончится, потому что, очевидно, слишком высоко и далеко идут нити, связанные с его гибелью.

Личность он противоречивая, но, тем не менее, Господь наш, Который даже наши ошибки, заблуждения и грехи может превращать в добро, даровал ему такую страдальческую кончину. Царствие ему Небесное. Тем не менее, почитая личность отца Александра Меня, мы никак не можем согласиться с его неправославными взглядами».

http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/9/07/pamyati_protoiereya_aleksandra_menya/


   

+ + +

Упомянутое диаконом Владимиром Василиком «Открытое письмо митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) священнику Александру Меню» ходило с конца 1970-х годов в православной среде в машинописных и магнитофонных записях. Затем оно было опубликовано в газете «Православное книжное обозрение» 20.10.1998 г., журнале «Духовный собеседник» (№ 1-2) в 1999 году, газете «Дух христианина» №№ 14-16 в 2008, а также выпушено брошюрой в издательстве «Первоисточник» в 2007 году.

Поэтому мы не будем перепечатывать «Открытое письмо...», желающие могут познакомиться с ним в интернете (см., например, сайт РОНС http://www.rons.ru/melnikov-men.htm, и даже либеральные порталы Кредо.ру http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2782, http://krotov.info/libr_min/from_1/0023.html и мн. др.).
   Чтобы читатели поняли дух письма владыки Антония, приведем лишь его вступление:

«Давно, отец Александр, наблюдаю я за Вашей деятельностью. Вы не знаете меня, да и я не видел Вас до последнего времени, хотя слышу о Вас уже много лет. Я знал, что Вы являетесь крещеным евреем и служите православным священником. Такое сочетание нисколько не смущает меня, как и любого православного человека, потому что антисемитизма нет в самой природе Православия. Но вот сначала случайно, а затем, специально знакомясь с Вашими статьями, крупными работами и Вашими действиями, я обнаружил в Ваших словах и делах такое, что никак несовместимо ни с Вашим положением в Православной Церкви, ни с подлинной любовью к еврейскому народу. Отношусь я к Вам с искренней отеческой попечительностью и не стал бы писать это письмо и заботиться о его распространении, если бы Ваша деятельность, в конце концов, не вынудила меня на это.

Не взыщите, отец Александр, придется объясниться с Вами по-настоящему. Ибо дело не столько в Вас как в богосозданной личности, сколько в тех видимых и невидимых силах, которые управляют Вами. Условное собирательное имя этим силам – сионизм. Условным я называю это имя потому, что на самом деле гора Сион – гора святая, Божия. Но названием этой горы воспользовались для обмана непосвященных силы глубоко враждебные Богу и всякой святыне и самому еврейскому народу. Прячась за святые имена и понятия, сионисты хотят обмануть не только «гоев», то есть всех неевреев, но, прежде всего свой собственный народ, еврейский. Сионизм есть не что иное, как практическое осуществление тайных стремлений религии талмудического иудаизма...»

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
varnava_mp
Mar. 5th, 2012 01:27 pm (UTC)
По-ходу, все проще. Собаке - собачья смерть!
aleksi_popovich
Mar. 6th, 2012 11:51 am (UTC)
Приснопоминаемый Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в одном из посланий написал, что «отец Александр был талантливым проповедником Слова Божия, добрым пастырем Церкви, он обладал щедрою душою и преданным Господу сердцем». Вместе с тем Святейший Патриарх отметил, что «не все его суждения разделялись православными богословами».
1) "отец Александр был талантливым". Слова о том, что он был талантливым, не дают его духовную оценку. Можно быть талантливым и использовать это талант не на служение Богу, а на погибель.

2) В следующих словах послания тоже ничего противоречивого с сущностью А.Меня нет. Лекции Меня патриарх думаю не слушал. Как человек, Мень может и хорошие представления о себе оставлял. Те качества, которые указал патриарх: "добрым пастырем Церкви", он обладал "щедрою душою" и "преданным Господу сердцем" являются общими дежурными фразами для характеризации человека которые к тому же являются субъективными. Может А.Мень с патриархом в общении был и обходительным и добрым, не думаю чтобы он был "злым". Кто перед начальником будет злым? Кроме того, послания для патриархов думаю часто составляют. Что ему сообщили об А.Мене то, он "знал".
Патриарх лекций А.Меня не слушал, а вот тот народ который присутствовал на лекциях, т.с. голос Церкви, свидетельства его "проповедей" нам известны. Например: "один из слушателей после лекции непроизвольно задал вопрос: «А в Бога-то он верит?»". Что же нужно наговорить, чтобы сложилось такое представление о воззрениях лектора?!
aleksi_popovich
Mar. 6th, 2012 11:52 am (UTC)
Слесарев к последователям Меня относится
Среди «продвинутых» христиан 19 века была популярна идея создания храма в Москве с тремя отделами – для православных, католиков и лютеран. Протоиерей Александр Мень все эти идеи «творчески» развил и дополнил. Когда говорят, что благодаря отцу Александру воцерковились многие заблудшие интеллигенты, то я задаю вопрос: а хорошо ли это? Что это дало Церкви, кроме дополнительного взрывчатого вещества, называемого церковным диссидентством? Да, они вошли в Церковь, но едва освоившись в Ней, начали тут же охаивать традиции большого церковного народа. Так лучше бы не воцерковлялись вовсе! Поразительна самоуверенность его последователей. Они, как впрочем, все представители «малого народа», как представители сектантского образа мышления, абсолютно невменяемы. Мне приходилось с ними беседовать. Это оказалось совершенно бесполезно. Для меневцев ни Евангелие, ни святые отцы не являются авторитетом. Они признают только книги своего убиенного учителя.
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

fedorohotnick
fedor ohotnick

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner